Интервью с Яном на Headbanger.ru: Dissector и многое другое

18 апреля 2019 г.

GOOT
Художественный эксперимент

Гитарист и вокалист Ян Федяев выпустил за последние годы целую охапку релизов с двумя проектами, которые должны быть хорошо знакомы нашим читателям – готик-металлическим The Lust и более экстремальным Dissector. Однако Ян не останавливается на достигнутом, и в прошлом году в Сети стали появляться синглы его нового проекта GOOT. Со временем дело дошло и до дебютного альбома “Destitute Souls”, который увидел свет в середине марта и удивил, и порадовал нашу редакцию ощутимым креном в танцевальный и энергичный готик-рок. При этом, по словам Яна, не за горами и новый полноформатник The Lust. К счастью, несмотря на практически не прекращающийся процесс создания и записи музыки, Ян всегда с удовольствием находит время для общения с нами, и сейчас у вас есть возможность узнать все новости о его нынешних и будущих проектах от первого лица.


У тебя уже есть две группы – The Lust и Dissector. Зачем понадобился еще один проект?


С Dissector пока ситуация непонятная – в большей степени моя личная, внутренняя ситуация. Был такой момент, когда я вроде бы созрел для того, чтобы начать делать новый материал без Андрея (Андрей «Круглый» Глухов, барабанщик Dissector, умер в ночь на 30 декабря 2016 года – прим. авт.). Я записал демо-версии пары песен, но до чего-то большего не дошло. Пока я в раздумьях – продолжать или не продолжать под названием Dissector. Работать над архивами однозначно надо будет. Что же касается GOOT, то захотелось сделать еще какой-то проект без рамок, где меньше всего нужно было бы что-то с кем-то обсуждать, без ожиданий. Имела место пара подходящих моментов, например, изначальное оформление альбома “Karmalove”, которое для The Lust рисовал Паша Антонов, осталось невостребованным, а там был готов целый комплект артов на диск. Кое-какой материал в процессе отбора песен для The Lust также отбраковывался, а у меня его и так очень много. Сначала я записал на пробу пару каверов целиком со своим вокалом, просто так, без далеко идущих планов. Потом мы с Аней для The Lust кое-что на пару спели, дело пошло, и паззл сложился – по сути оформление и материал уже имелись. Не прошло и полутора лет - получился готовый альбом. (Смеется). Первоначально была задумка на протяжении всего времени просто выпускать цифровые синглы, но потом, поскольку я человек «альбомного воспитания», старой школы, мне захотелось иметь физический носитель. Думаю, продолжение будет быстро: второй альбом готовится, материал уже есть, по большей части он был записан еще в прошлом году, и осталось дописать только пару-тройку новых треков, ну и вокал кое-где. Впрочем, это всё не в ущерб созданию нового альбома The Lust, где процесс создания музыки более сложный, коллективный, не нацеленный на быстрый результат.

А что вообще такое GOOT? В английском словаре этого слова нет.

Это придуманное слово, я его придумал. Это комбинация из немецких и английских слов – “god” и “Got” («бог»), “gut” и “good” («хорошо»), вторая форма от “to get” – “got”, затем ещё goth, то есть, это слово вызывает целую кучу смыслов и понятий. Не говоря уже про похожие слова в других языках. Хотя, как я уже потом узнал, есть такое азиатское имя Гут, а кто-то мне присылал скриншот, где GOOT – толи японская фирма по производству чего-то типа кухонной утвари, толи ещё что-то в этом роде. Поржали, было смешно. Но мне идея пришла совершенно спонтанно, слово само по себе возникло.

Правильно ли я понимаю, что одним из главных источников вдохновения для альбома “Destitute Souls” были Lucyfire?

Ну, из-за кавера “Vote For Love” нас, конечно, сравнили и с Tiamat, и с Lucyfire. Не скрою, мне нравился этот альбом; жаль, что Йохан не стал продолжать это дарк-пати направление. Но на твой вопрос отвечу отрицательно. Сочиняя песни, я не держу в голове какой-то конкретный образец, хотя подсознание делает своё дело. На самом деле, GOOT - это смесь разных веяний, и тот, кто послушает альбом целиком, легко услышит, что одним Lucyfire дело не обошлось. Если послушать весь материал, до сих пор изданный GOOT, включая кавер Paradise Lost, который в дебютный альбом не попал (“Too Late” с участием Анны из The Lust, кстати), еще кое-что, то станет понятно, из чего GOOT сложился. По крайней мере, первый альбом, потому что концепция у проекта не фиксированная, и следующий альбом будет немного другим. Сейчас я ищу гостевых участников, в частности, жду ответа от Дэвида Риса (экс-Accept, Bonfire) и Карло Регадаса (экс-Carcass, Blackstar), и с ними проект может уйти в несколько другую сторону. Первый альбом получился скорее дэнс-металлическим, а материал для следующего альбома выходит пожестче. Хотя замут с дэнс-металлом мне очень нравится, особенно кое-какие ремиксы Петера Тагтгрена, и я хочу сделать еще несколько треков, чтобы продолжить концепцию первого альбома. Сильно грувовый материал не очень хочется делать, мне нравятся все же более динамичные вещи. А по мелодике… У Tiamat мне, на самом деле симпатичны порядка двух альбомов, 1999 и 2002 года, еще я люблю Paradise Lost периода “One Second”/“Symbol Of Life” – жаль, что и они не стали продолжать эту линию. Итальянская электроника мне когда-то нравилась. То, что я когда-то слушал в детстве, тоже не дает мне покоя. Из всего этого и сложился GOOT. Для второго альбома уже записан пакет каверов, и включая песни Erasure, Трейси Торн из Everything But The Girl, Haddaway… Определённо, что-то попадёт в финальный трек-лист.

Вообще, в последние пару лет ты стал делать очень много каверов, в то время как до этого, по крайней мере, в предшествующие лет 10, у тебя их вообще не было. С чем это связано?


В древнем составе The Lust это раньше не получалось в силу разных причин, в основном из-за того, что моя продуктивность была не востребована, не удавалось записать вокал на многое из имевшегося материала. Мирла (бывшая вокалистка) на кавера не очень «отзывалась», я их поэтому и не записывал. В Dissector последних лет мы этой темы вообще не касались (хотя в ранний период исполняли на концертах песни Megadeth, Rage, Crash Test Dummies, из того, что помню), пока дело не дошло до кавера My Dying Bride для их трибьюта (трек “Into The Lake Of Ghosts” на диске “Long Stay In The Darkness” 2017 года – прим. авт.). Кстати, у нас пока остается неизданным еще с Андрюхой записанный кавер на “Metalhead” Running Wild. Видимо, в какой-то момент созрела эта тема. Хотя в новом составе The Lust она поначалу тоже не очень шла. Но я прекрасно понимаю, что на российской земле кавера лучше отзываются у основной массы слушателей, чем оригинальный материал. И в итоге мы раскрыли для себя необходимость записывать их чаще. А дальше пошло по накатанной, и в своё удовольствие. Кстати, GOOT был отчасти вызван к жизни именно желанием позаписывать кавера. Первоначально планировалась запись некоей программы целиком из каверов. Для неё даже обложка имеется, и она еще будет использована. Но потом я решил концепцию немного изменить – в некотором смысле противопоставить авторский материал своим любимым трекам. Исключение - песня Fever Ray (“Keep The Streets Empty For Me”), которую выбрала для записи Хеллен Этериал. Это для меня, скорее, экспериментальный трек, но получилось прикольно.

То есть, те кавера, которые попали в альбом - это те песни, которые тебе нравятся больше всего?

Да, но это также и песни, которые уже были у нас в работе, и которые мы смогли к этому моменту доделать. Песен, которые мне нравятся, и которые бы хотелось кавернуть, большое количество. Я не хотел раздувать альбом до огромных размеров, поэтому мы сделали традиционные 10 песен. Для меня это был такой эксперимент, может быть, не столько музыкальный, сколько художественный. Чисто спонтанный акт, без необходимости идти на компромиссы и думать, например, о том, женский или мужской вокал будут здесь звучать лучше. Ставилась задача – довести до логического совершенства изначальную инструментальную идею. Даже гитары практически не переписывались после того, как они были записаны дома на демо вместе со всеми аранжировками. Я был даже удивлен, получая из студии сведенные треки, насколько материал, сделанный с таким спонтанным подходом, оказался жизнеспособным. И в этом огромная заслуга студии Slaughtered Studio и лично Фёдора Боровского. Уверен, ему пришлось немало потрудиться для создания такого жирного саунда.

В Dissector ты долгое время рычал, но на “Loss” (2017) твой вокал стал смягчаться, а сейчас ты вообще поешь практически чистым голосом. С чем это связано? Ты стал чувствовать себя увереннее как вокалист?

Можно сказать, да. Я, конечно, пою далеко не идеально, и кое-где меня приходится нехило ровнять, но есть определенный регистр, в котором мне на форсаже нравится «давать мощи». Близкий к тому, в котором поет Ник Холмс, но от него мне всегда хотелось слышать больше драйва. GOOT – это ведь во многом фанатский проект, дань уважения, но мы и с The Lust два кавера на Paradise Lost записали. Эта группа до сих пор меня интересует, хоть и не последними своими альбомами, к сожалению.

Кто еще вместе с тобой участвовал в работе над альбомом GООТ?

Состав в GOOT тоже не фиксированный. Сначала предполагалось, что я буду один, а на программинг и барабаны найду кого-то. Но меня поддержал наш Федор (Боровский, клавишник The Lust), сделал все хорошо, качественно, как положено. Уже в процессе работы возник Саймон, итальянский басист, сейчас у него есть группа A Thousand Reasons, которую он вернул после того, как ушел из Overunit Machine. Он с энтузиазмом взялся за работу, и на следующем альбоме будет больше треков с его участием. Для последующих релизов мы с ним записали ещё кавер одной забавной песни Modern Talking, он участвовал в записи одной песни на русском языке… У меня, на самом деле, лежит целый альбом на русском языке, полуакустический, и Саймон там тоже пару басовых вещей записал. А задействовать вокалистку Хеллен предложил, по-моему, Федор. Она поет в готик-электро-группе Antilav, а также ранее участвовала в трибьюте Nightwish, если не ошибаюсь. Сейчас Antilav вернулись к активной деятельности, но в прошлом году у Хеллен было время, и она спела у нас в паре треков.

Прошлый год у меня вообще сложился очень странно. Мы сделали очень большой задел; хотели и на финском языке сделать кавер (на группу Tuohimaa), и на немецком языке я начал делать одну песню группы Schöngeist, и предполагалось, что Хеллен в этом тоже будет участвовать. Но потом я на длительное время уехал и полгода не писал нового материала. К счастью, у нас многое записано впрок. Альбом The Lust, который сейчас делается, тоже был в значительной степени записан в прошлом году. Анна до сих пор разбирает материал, который был сочинен после “Karmalove”, и находит там подходящие демо. Та же история, на самом деле, была и с заглавной песней самого “Karmalove” – это был трек-аутсайдер. Потом, когда мы работали на студии, и не хватало одной песни для трек-листа, я отправил Анне эту запись, и она совершенно поменяла свое мнение. Сейчас у нас в работе семь-восемь новых песен, и одна из них была написана сразу же после записи “Karmalove”, прямо следующая по счету. Сейчас получается, что она, видимо, будет одним из синглов. Но как только мне удастся в спокойной обстановке сесть за сочинительство, я уверен, что попрут новые вещи, над которыми мы тоже будем работать, и расстановка с песнями может измениться кардинально. Новые песни всегда интереснее. Для следующего альбома GООТ я также буду использовать свободную форму. Не откажусь от гостевых музыкантов, но с гостевыми вокалистами сложно, потому что мало у кого есть свои студии. Поэтому их работа стоит денег, и, иногда, денег немалых.

В продолжение темы The Lust – альбом “Karmalove” должен был выйти на греческом лейбле Sleaszy Rider. Но прошел уже целый год, а релиз так и не состоялся…


Очередная мутная история. Я давно знаю Толиса, владельца лейбла, еще первые релизы The Lust у него выходили, и этот человек полон мутных историй. Последней каплей для меня стало то, что он недавно выпустил новый альбом уважаемой мной банды Grenouer, который они доделали гораздо позже “Karmalove“. Не потому что, мне вдруг стало завидно, - это вообще не тема - а потому что слежу за их творчеством, увидел рекламу и на самом деле рад, что эти песни вообще увидели свет. Тем более, я был частично свидетелем того, как этот материал создавался на финской студии Astia у Ансси Киппо. Конечно, если я ничего не путаю, так как звучит всё теперь совсем по-другому. Давно дело было. Короче, по большому счету, Толис давно уже нарушил все условия контракта, какие только можно. Изначально он должен был выпустить альбом “Karmalove“ в марте прошлого года, потом перенес сроки на май, потом на лето, потом у него что-то заболело, потом случилось какое-то банкротство – короче, нам рассказывает одно и при этом кого-то выпускает. Ну, это его дело, его бизнес, так он его ведёт. Я ему уже писал о том, что мы будем искать другого издателя, но он заверил меня, что вот-вот все состоится, однако и эти возможные сроки уже давно прошли. Причем у него лежит эксклюзивный бонус-трек для этого альбома, который до сих пор нигде не издан. Хорошо, что у лейбла нет эксклюзивных прав на этот материал, и мы можем продвигать наши песни сами: сами выпустили альбом с бонус-треками, потом выпустили новый ЕР и не обязаны ни у кого спрашивать разрешения издать ту или иную песню. К сожалению, из-за отсутствия «официального» релиза “Karmalove” до сих пор известен в Европе лишь в узких кругах, а очень хотелось бы чего-то большего. Понятно, что со следующим альбомом, который мы, я надеюсь, в этом году доделаем, связываться со Sleaszy Rider не очень хочется.

Кроме того, я пытаюсь запустить в более широкое распространение старые релизы The Lust, которые ранее были доступны только на Bandcamp. В основном, проблема была в обложках – “Decomposition Deluxe” (2011) не пускали на iTunes, Amazon и прочие платформы из-за этого кровавого кибер-монстра. Сейчас Паша сделал другую обложку, и я этот альбом успешно залил. Еще я залил под новой обложкой EP “Out Of The Flesh” (2012), который тоже раньше был только на Bandcamp – на диске мы его, к сожалению, не смогли выпустить. Я рад, что это людям до сих пор интересно. Понятное дело, что те треки по звуку и содержанию мало связаны с нынешней деятельностью The Lust, но для старых фэнов у меня в архивах есть ещё кое-что.

Как ты вообще оцениваешь опыт работы с Bandcamp?


Ты знаешь, в нашем скромном случае он работает. Через него действительно покупают, причем покупают в основном физические носители. Если сравнить его с тем, как вы***тся Facebook, какие жесткие инструменты вводятся в Instagram и других сетях, то это, как мне кажется, самая демократичная и дружелюбная к музыкантам платформа. Например, у нас есть сборник “One Life Ago” (2010), и его обложку я на Facebook выложить не могу. Не говоря уж про капризные агрегаторы со своими ограничениями. В то время как на Bandcamp ты можешь бесплатно публиковать кавера, ты можешь сам устанавливать ценовую политику, можешь предлагать людям бонусы, мерч и всякие приятности. Другой вопрос, что никто не отменяет механизмов раскрутки, потому что Bandcamp – это, в общем-то, только платформа, и для того, чтобы люди узнали, что твоя музыка и твой мерч там лежат, нужно еще многое делать в сфере SMM.

В завершение темы The Lust – что ты думаешь о видеоклипе “Nail In My Wound”? Будут ли еще какие-то видео с твоим участием?

Клипы “Nail In My Wound”, “Gone” на кавер Paradise Lost и “Crash/Concrete” на кавер Theatre Of Tragedy Аня снимала в Питере своими силами. Для наших промо-целей и в художественном плане отлично получилось, все клипы в черно-белой эстетике. Других участников группы там не было, но когда-нибудь это случится, - просто нас всех трудно собрать в одном месте в одно время. Зрелищный клип с грамотной идеей нам не помешает, хотя у меня к теме клипов двойственное отношение. Я лично предпочитаю тратить деньги именно на песни, но то, что от нас зависит, мы конечно делаем. Сейчас все на YouTube накручивают разными способами просмотры, и это наверняка работает, но либо это совсем смешные объёмы, чтобы этим зарабатывать, либо усилий/вложений явно недостаточно. Надо подключать кучу дополнительных и немаловажных инструментов, и не в последнюю очередь это ещё зависит от активной концертной деятельности группы, когда аудитория расширяется быстрее.

Ты планируешь доделывать еще какие-то записи Dissector с участием Андрея? Наверняка у вас осталось еще много материала…

Блин… То хочется, то не хочется. Я иногда переслушиваю старые демки, удивляюсь, что сохранилась та или иная запись вообще. Всего ведь не упомнишь. Вот недавно дополнял старые релизы The Lust бонусами и копался в старых архивах периода 2011-2013 гг. Dissector тоже есть в этих архивах, и там можно много чего выкопать – и фанатского, и хорошего качества, старые домашние и студийные демо. Полагаю, это может быть интересно только очень узкому кругу людей. Если мы говорим о материале студийного качества, то из записанных с Андреем песен вполне можно сделать еще один полноформатник. Он будет не очень скоростной, материал остался больше роковый. Хотя можно добавить к нему еще пару песен, которые я записал в прошлом году перед своим отъездом и ещё пару вещей восстановить в хорошем качестве. Они не доделаны, там нет вокала и других аранжировок, так что работы ещё много. Наверное, до этого дойдет. Вроде как и делами The Lust и GOOT хочется для души заниматься, а альбом Dissector – это какая то тема с другой, особенной надстройкой, нужен момент…

А Олег Алешин (бас) с тобой что-то будет делать еще?

Сейчас он практически ни в каких музыкальных проектах не участвует. Хотя, думаю, если его попросить, он не откажется. Например, в прошлом году была такая идея – перезаписать несколько песен магаданской поры с разными магаданскими музыкантами, включая бывших участников Dissector – двое, или даже трое, из них до сих пор живут в Магадане. Однако все встало; энтузиазма маловато, очень тяжело там кого-то о чем-то попросить. За всех не говорю, говорю за тех, к кому обращался. Я уже отвык так работать, если честно, кого-то ждать месяцами – не вариант. Поэтому проект повис. Ну, и была идея сделать EP с несколькими песнями Dissector, перезаписанными с разными барабанщиками, в том числе с Андрюхой, а также с бывшим драмером The Lust Владом, который записывал несколько песен с Dissector в студии на Обводном канале в 2014 или 2015 году, о чем мало кто знает. Хотелось доделать и этот материал и выпустить хотя бы в виде EP. Но задумка так и не осуществилась, хотя в итоге он все равно потом мутирует в какой-то релиз. Дойдут руки и до него. Это лишь недавние примеры, а что послужит катализатором моей активности с Dissector в следующий раз – пока не знаю.

Что впечатлило тебя из музыки в последнее время?

Фавориты у меня с годами меняются крайне медленно. Из новых релизов у меня все как-то по олдскулу, как в металле, так и в поп-музыке. Например, At The Gates - сначала не понравится их последний альбом, а потом я распробовал, хотя звук очень странный. Последние The Haunted, Blackfield и Сил вкатили. Конечно же, предвкушаю выход новых альбомов Nightrage и Lighthouse Family. У Overkill новый альбом, как всегда, бодрячком. Хороши Rotting Christ. Еще я распробовал французов Fractal Gates – интересная смесь, часто переслушиваю их полноформатники. Очень жду возвращения Katatonia – юбилей, конечно, отличная вещь, хотя юбилейный пакет альбома “Night Is The New Day” несколько разочаровал меня по материалу, могли бы хоть чем-то удивить по случаю юбилея. А еще я в диком восторге от нового альбома пианиста Людовико Эйнауди – он сейчас замутил проект, в котором на протяжении семи месяцев каждый месяц будет выходить по одному полноценному альбому, и в итоге получится такой бокс-сет. Я бы что-то подобное тоже организовал! Хотя Людовико Эйнауди - это совсем другая музыка.

Официальная страничка GOOT в Facebook: https://www.facebook.com/GOOTPROJECT

Роман Патрашов
20 марта 2019 г.
(с) HeadBanger.ru

Читать оригинал здесь.

© Dissector, 2009-2019
карта сайта
Яндекс.Метрика